«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые
в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».
Алексей Алексеевич Леонтьев
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем. |
Нормативные документы
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Приказ УО Администрации Чулымского района № 124 от 20.10.2023 г. «О проведении муниципального мониторинга по оценке функциональной грамотности в 8, 9 классах»
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы), разработанный Институтом стратегии развития образования Российской академии образования
Российская электронная школа
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:
Методические рекомендации для учителей и родителей
Сборник методических и информационных материалов для педагогов
Уроки формирования функциональной грамотности
В целях принятия дополнительных мер, направленных на профилактику правонарушений в сфере информационно-коммуникационных технологий, повышения уровня правовой и финансовой грамотности населения размещаем видеоролики «Финансовая грамотность», «Финансовая грамотность-2», разработанные Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Дорожная карта по формированию функциональной грамотности обучающихся
2023 - 2024 учебный год
График диагностических работ по ФГ